Британский мужской стиль

Герцог Виндзорский и Берти Вустер. 
«Дживс и Вустер», «Возвращение в Брайдсхед». Эти две прекрасные теле- и киноработы мы рассмотрим через стиль герцога Виндзорского, который сильно повлиял на мужскую моду ХХ века.


Старший правнук королевы Виктории по прямой мужской линии, имел с рождения титул высочества. Король Великобритании и Ирландии, император Индии на протяжении 10 месяцев: с 20 января по 11 декабря 1936 года; не был коронован. Отрёкся от престола, чтобы вступить брак с разведённой Уоллис Симпсон, на что правительство Великобритании не давало согласия. При этом он заявил: «Я нашёл невозможным… исполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую я люблю». После этого, они с женой уехали в Европу, потом в Америку,  после войны вернулись во Францию, где и дожили свои дни в роскоши и праздности.

 Но в истории моды он известен не этим.
Родившийся 23 июня 1894 г. Эдвард Альберт Кристиан Джордж Эндрю Патрик Дэвид стал оказывать громадное влияние на моду, начиная с 1920-х годов, будучи еще принцем Уэльским. Он часто смешивал разные предметы одежды, использовал немыслимые комбинации и проводил всевозможные эксперименты с тканями, цветами, фасонами и аксессуарами
Вустер во многом похож на принца Уэльского — такой же беспечный, богатый повеса, уделяющий большое внимание светским развлечениям и моде. 


В сериале «Дживс и Вустер» в сюжете присутствует тема гардероба настоящего джентльмена. Дживс консервативен и категорически отвергает любые попытки своего молодого хозяина приобрести какую-нибудь остромодную деталь одежды, будь то лиловые шелковые носки, носовые платки с вышитыми монограммами, канотье, привезенное из Америки, новомодный смокинг. А галстук друга Берти Вустера с рисунком в виде подковок ввергает его в отчаянье. 


Костюм Б. Вустера (художник по костюмам Dany Everett) с одной стороны - классичен, но с другой стороны, мы видим в нем все новшества, внедренные герцогом Виндзорским

Теперь о мужской моде тех лет
Мужской гардероб можно разделить на неофициальный и официальный.
Костюм неофициальный. Это костюм для загородных поездок, охоты и занятий спортом.Самая популярная ткань для такого костюма — твид. Настоящий твидовый костюм тяжелый, грубоватый и жесткий, поэтому он очень хорошо противостоит холодным ветрам, дождю, туману и даже морозу.  Традиционный английский твидовый пиджак имеет 3 роговые пуговицы, карманы, выкроенные по косой и разрез сзади.
Здесь мы видим классический прогулочный костюм, состоящий из пиджака, жилета и брюк.

Для занятий спортом, например, для игры в гольф, также использовался твид, но фасон и структуру  он имел другие. Герцог ввел в моду спортивный однобортный пиджак, застегивающийся на две пуговицы.
фото из журнала мод того времени
Герцог, тогда еще принц Уэльский, в костюме для гольфа
твидовый спортивный костюм, принадлежавший герцогу Виндзорскому

Вустер играет в гольф.


Из брюк, популярной моделью для игры в гольф были бриджи. Часто они одевались и просто на прогулку в выходные дни. Встречались модели из однотонного твида, из полосатой ткани, «шотландки», многие другие варианты. Модными цветами были коричневый, серый, беж. Герцог пытался внедрить и в повседневную моду столь любимую им длину брюк 3/4, но это нововведение не прижилось. 
Снова костюмы герцога (из каталога Сотбис).

Носки — гольфы делались чаще под цвет пуловера.  Среди самых известных новаций Эдварда были эффектные носки для гольфа с ярким ромбовидным орнаментом. 

Трикотаж пришел в повседневный мужской гардероб из спортивной экипировки. Джемпера, вязаные жилеты надевали и спортсмены, и болельщики, чтобы поддержать любимого игрока или команду.
Герцог Виндзорский надел на состязания по гольфу в Сент-Эндрюсе (Шотландия) разноцветный свитер в национальном духе, ставший после этого невероятно популярным. Он настолько вдохновил фабрикантов одежды, что, говорят, помог возрождению угасавшей экономики. 


Тогда еще принц Уэльский и картинка из модного каталога тех лет.

Герой экранизации книги И. Во «Возвращение в Брайдсхед» Charles Ryder в модной безрукавке. Художник по костюмам Eimer Ni Mhaoldomhnaigh .   

Дополнял этот спортивный стиль кепи из однотонной или полосатой ткани, оно оставалось в моде у всех слоев населения.


К брюкам-гольф полагались грубоватые башмаки. Например, были очень популярны шотландские ботинки Kilties, которые сами шотландцы носили с юбками-килтами и клетчатыми гольфами. 


Дюк питал слабость к ярким, двухцветным ботинкам. 


После его смерти осталась впечатляющая коллекция не только одежды, но и обуви. 

Повседневный городской костюм того времени выглядел так:  достаточно стройный узкий силуэт пиджака и весьма широкие, просторные брюки. 

Фото из модного журнала и фото герцога в костюме в клетку «Принц Уэльский».

Он очень любил клетчатую ткань, а эту клетку особенно, Однако название рисунка не имеет ничего общего с тем фактом, что Эдуард VIII часто носил ее в период, когда был наследником трона. Спортивный рисунок назван по имени его деда Эдуарда VII, который часто выбирал эту клетку для неофициальных костюмов.



Коллекция брюк

и пиджаков герцога Виндзорского в его парижской квартире.

Также популярные цвета для костюмов того времени: темно-синий,  серый или коричневый, в то время как молодые мужчины любили более бледные цвета.

Кадры из фильма «Возвращение в Брайдсхед»

 Снова возвращаюсь к герцогу, который очень популяризировал двубортный костюм, а поскольку модники стремились во всем ему подражать, то этот фасон быстро прижился. 


Двубортный костюм продержался в моде все 30-е и 40-е гг ХХ века. Вустер тоже носит его, например, у него есть костюм из темно-синей фланели в полоску. Этот стиль полюбился американцам после визита к ним герцога в 1919 году. С тех пор такой фасон и расцветка костюма прочно ассоциируется с гангстерами и эпохой джаза. 

гангстер кинематографический

и настоящий

 А кое-кто и сейчас и в Англии предпочитает этот фасон :-)


Сам герцог достаточно часто носил костюмы из серой фланели в меловую полоску, которую он виртуозно сочетал с рубашкой в клетку или полоску. 


В конце 20 - начала 30 годов однобортный костюм был не менее популярен чем двубортный. 


Мужские однобортные костюмы часто включали двубортные или трикотажные жилеты. 


Жилеты Берти Вустера. 

Костюм Дюка, из коллекции костюмов Музея Виктории-Альберта (Лондон).

В 20-е годы костюмные брюки застегивались на пуговицы или на крючки, застежки - молнии стали использоваться только с середины 30-ых.

Рисунки из журналов мод, справа фрагмент костюма Б. Вустера.

Отворотами на брюках мы опять обязаны герцогу Виндзорскому.
Поддерживались брюки подтяжками или ремнями. 

Картинка из модного журнала и кадр из фильма «Возвращение в Брайдсхед».

Герцог Виндзорский ненавидел подтяжки и в корсаж его брюк вшивали эластичную ленту. Он просил своего портного, чтобы тот делал застежку-молнию на брюках, хотя она тогда была не совершенна и часто ломалась.
 Рубашки середины 1920-ых имели воротники, сделанные из накрахмаленной ткани, целлулоида, или, чаще, из более мягкого трехслойного хлопка, введенного Джоном Мэннингом Ван Хеюзном в 1920. Сначала воротники  были белыми даже при цветной сорочке, но позже появились рубашки, где и воротник и она сама, были подобранны в ткани и цвете. 


Воротник рубашки часто скрепляли булавкой, которая не позволяла узлу галстука смещаться.
В честь герцога назван фасон воротника сорочки. У него достаточно широко расходятся друг относительно друга концы и хорошо виден узел галстука. 

Способ завязывания галстука под названием «виндзорский узел» тоже приписывают герцогу Виндзорскому. Придумал — не придумал, но популяризировал точно.


Модные галстуки и расцветки:


Очень в дизайне галстуков была популярна диагональная полоска - так называемые «клубные» галстуки, где полоски имели цвета спортивного клуба, колледжа или полка к которым имел отношение хозяин. Также он мог быть в клетку, мелкий рисунок.


Мужская формальная вечерняя одежда состояла из черного однобортного фрака или смокинга с узкими брюками.

Фрак незначительно изменился с тех пор, как он появился в качестве верхового пальто в конце 18 века. Так как его длинные полы спереди оказались неудобны и для прогулок,  и для верховой езды, спереди полочки обрезали. Современный фрак не застегивается спереди и имеет 3 пуговицы с каждой стороны укороченного переда и на фалдах сзади, рудимент того времени, когда они использовались, чтобы пристегивать меч, или застегивать низ спинки пальто при ходьбе или езде верхом.

Герцог Виндзорский ввел в моду темно-синий цвет фрака, объясняя это тем, что при искусственном освещении темно-синий цвет смотрится чернее черного.

 Носили фрак с накрахмаленной белой рубашкой, обычно имеющей жесткий стоячий воротничок с отогнутыми уголками, белой бабочкой и белым  двубортным жилетом.

 Одна из разновидностей вечерней одежды для мужчин, популярная и по сей день – смокинг, дословно «костюм для курения». Классический вариант смокинга: из черной шерстяной ткани, с атласными отворотами. Но были и темно-синие (снова Дюк), белые и смешанные (верх-низ).


Еще один вариант смокинга появился где-то в 1933 году (забавно написано на сайте, посвященному смокингам «Как ни странно, но к этому новшеству герцог не имеет никакого отношения!» :-)  В сериале «Дживс и Вустер» такой фасон подвергся строгой критике со стороны Дживса.

Появился такой вариант оттого, что на курортах, где отдыхали богатые американцы и английская аристократия, было очень жарко в черном, относительно длинном смокинге. Но эта новая модель не прижилась – во-первых, она требовала стройной спортивной фигуры, а во-вторых, эту форму одежды быстро переняли портье и конферансье, понятно, ни один лорд не хотел выглядеть как половой. Цитата из «Дживс и Вустер»: «Вы не справедливы к нему Дживс! Когда я вечером появлялся в нем на Ривьере, женщины не отрывали от меня глаз» - «Конечно, сэр. Они принимали Вас за официанта».

 И тут герцогу принадлежит изобретение современной фрачной рубашки, с заложенным в складки - плиссировки передом, двойным манжетом и простым отложным воротником. До этого сорочка имела туго накрахмаленную манишку и жесткий пристежной воротник, как у Вустера.

К пиджаку от смокинга обязательно надевали жилет (черный или белый), галстук-бабочку, которую надо было завязывать и обували черные лакированные туфли.

Еще один вид официальной одежды остался с 19 века - визитка, которая застегивалась на одну пуговицу (нам она известна по фильмам Чарли Чаплина).  Её могли носить с серыми, полосатыми брюками, жилетом и бабочкой, пластроном или аскотским галстуком (шейным платком).

Визитки герцога из его квартиры в Париже.

Фото герцога в визитке, справа - с его свадьбы.

Эту визитку выставили на аукционе Сотби и ее купил владелец мужской марки одежды Kiton.
Как правило, в быту, такую одежду чаще носили пожилые мужчины, в наше время такой костюм надевают в Англии на свадьбу.
Фото тех лет

Фото с современной английской свадьбы
Головные уборы, модные на стыке 20-30 годов у мужчин

Кепи, панама, шляпа.

Цилиндр еще носят, но в основном пожилые люди или когда надевают визитку. Котелок, как ни странно, до сих пор считается символом настоящего английского джентельмена, наряду с 5-тичасовым чаем и Биг-Беном.

Про обувь можно написать огромный пост, столько там вариантов и разновидностей: «Бифролл», «Дерби», «Баркрофт» и еще огромное количество моделей и названий. Выложу фото популярного по сей день фасона ботинок, называемых «Оксфорд»


и фото классических мужских лодочек, которые так любил герцог Виндзорский , только он предпочитал их в двухцветном исполнении и тапочек настоящего джентльмена, непременно с вышитыми вензелями владельца.




Про английский классический мужской костюм и про влияние на него личности герцога Виндзорского можно говорить долго.
Именно он повлиял на развитие современного классического мужского костюма.
А сериал «Дживс и Вустер» надо смотреть и пересматривать: во-первых, смотреть на безупречные мужские костюмы, во-вторых, заряжаться оптимизмом и позитивом от замечательного юмора и прекрасной актерской игры.

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Обычная форма
Scroll up